Урок 11. Расчет ВМГ

 Основные принципы и методы расчета.

В сети интернет методу расчета винтомоторной группы  придается сакральное значение.

Мы постараемся показать, что это не сложный процесс. В любом случае, при выборе агрегатов следует использовать коллективный опыт, который можно отыскать на профильных форумах — есть целые списки идеально подобранных моторов и пропеллеров, расчитанных под разные задачи. Будь то ВМГ для  долголёта, для съемочного дрона с минимальной вибрацией, для гоночного дрона, для бомбардировщика и тд.

ВМГ — винтомоторная группа — это группа состоящая из воздушного винта и двигателя, обеспечивающая определённую подъемную силу, которая необходима для полёта мультироторного летательного аппарата.

Расчет ВМГ начинается с выбора двигателя. В тех.карте двигателя  сразу будут указаны рекомендуемые пропеллеры. Эта информация полезна при работе с программой  «Ecalc»

При выборе двигателя, нужно определится с полетным весом вашего квадрокоптера, а также тягой, необходимой ему для отрыва от земли.

Необходимую тягу можно прикинуть по следующей формуле:

Необходимая тяга = Полная масса конструкции* 2

Тяговооруженность — это коэффициент, выражающий отношения силы тяги к полной массе летательного аппарата.

При весе снаряженного квадрокоптера 2 кг и тяге 4 кг тяговооруженность составит 2 единицы — это нормальный показатель.

Но если вес летательного аппарата снизить до 1.5 кг, то тяговооруженность составит уже 2.6, что сделает полет более устойчивым, маневренным и комфортным.

На мультикоптерах принято держать тяговооруженность между 2.5 — 3. 

Чтобы летать быстро, у гоночных коптеров соотношение тяги к весу будет значительно больше. Нет ничего необычного в том, что у кого-то миникоптер имеет это соотношение 10:1 или даже 13:1. В общем и целом, для акробатики рекомендуется иметь соотношение как минимум 5 к 1.

Тяговооруженность =1 — это когда дрон не сможет взлетать или набирать высоту, но сможет только удерживаться на месте в безветренном помещении.

Чтоб выбрать двигатель и винт для своего первого мультикоптера существует несколько способов:

 1. Использовать Калькулятор для мультикоптеров (eCalc). 

Это отличный, качественный инструмент, но Вы должны уметь ориентироваться в моделях двигателей и их производителях.Пример работы с ним будет показан в конце лекции.

https://sksp.akamaized.net/schools/7632/lesson/220859/image/6479dbf40dc657.60049797image.png

Здесь можно не искать двигатель по наименованию и производителю, а вводить технические параметры.

2. Самостоятельный расчет по тех.карте двигателя.При таком способе шаг и размер пропеллеров подбирается эмпирически.

3. Взять пример с уже готового мультикоптера.

Надо найти в продаже готовый аппарат, совпадающий с Вашим по массе, и посмотреть в спецификации тип двигателей и пропеллеров и заказать идентичные.

Рассмотрим работу с калькулятором для расчета мультикоптеров.

Важно сразу понять, какой снаряженный вес будет в итоге у аппарата и вести расчеты, отталкиваясь от него. Важен такой момент, что этот калькулятор не знает, возможно ли физически установить пропеллеры расчетного размера на вашу раму и можно ли их вообще ставить на заданные двигатели.

1. Поэтому первым делом определяемся с рамой, узнаем её вес, максимальный размер пропеллеров, которые возможно установить.

2. Подбирая моторы, сразу смотрим на сайте производителя таблицы характеристик с рекомендуемыми пропеллерами.  Да, она большая и запутанная, но вдумчивый осмотр позволит выделить важные параметры.возвращайтесь к таблице по мере прочтения текста ниже.

Характеристики моторов SunnySky v3508 kv580

Характеристики моторов SunnySky v3508 kv580

Параметр KV говорит об оптимальных для данного мотора оборотах висения летательного аппарата.

То есть, имея оптимальные обороты висения и вес аппарата, нам придется под них подбирать пропеллеры с нужными параметрами, чтобы добиться оптимальных показателей.

В таблице видно, что для данных моторов производителем рекомендуются 3 вида пропеллеров: 1238, 1447 и 1555.

Во втором столбце видим, что везде значение напряжения стоит 14.8 вольт. То есть данные моторы используются только с 4S батареями.

Для одних и тех же моторов в таблице могут даваться показания для разного вольтажа, и нужно быть очень внимательным, ведь моторы, которые работают и с 11.1 вольтовыми 3S батареями и с 14.8 вольтовыми 4S батареями, допускают разные размеры пропеллеров, так как мотору может просто не хватить мощности раскручивать тяжелые для него пропеллеры, и есть вероятность перевернуть коптер вверх ногами прямо в полёте.

Вот видео-пример, что бывает, когда пропеллеры установлены не рекомендованные и не проверенные в Екалк.

На видео с 17й секунды видно, что при снижении, либо порыве ветра аппарат начинает амплитудно раскачиваться. Закончилось это тем, что коптер перевернулся в воздухе и приземлился вверх ногами на асфальт.

Во-первых, моторы перегреваются и могут вообще перегореть в полёте, во-вторых, у них банально не хватает силы резко раскручивать нужные пропеллеры для стабилизации положения коптера, в итоге аппарат себя раскачивает все сильнее и сильнее.

Вот пример первой конфигурации в программе  Ecalk:

https://sksp.akamaized.net/schools/7632/lesson/220859/image/6479dd5c592436.76106883image.png

Синим помечены параметры, которые мы меняли в таблице с параметров по умолчанию после загрузки страницы.

Зеленым – наиболее важные строки, на которые стоит обращать особое внимание при расчетах.

Как видно, газ висения подобран практически идеально.

Если газ висения будет более 60%, значит аппарат перегружен, нужно пробовать пропеллеры с большим шагом, либо большего размера (если это позволяет рама и характеристики двигателей).

Для примера посчитали эту же конфигурацию, если установить пропеллеры 1447.

https://sksp.akamaized.net/schools/7632/lesson/220859/image/6479ddef7b19a5.05890148image.png

Видно, что совсем незначительное увеличение времени полёта ощутимо сказалось на нагрузке аккумулятора, которая возросла с 11 до 15С и нагрузке на мотор.

В максимальном режиме даже выводится предупреждение о превышении допустимой нагрузки.Но при этом полезная нагрузка возросла почти вдвое, а газ висения снизился до 34%, то есть образовался небольшой избыток тяги.

Такая конфигурация подходит для тяжелого навесного оборудования. Но тогда время полёта ощутимо сократится, ведь возрастет вес.

А вот пример, если на такой-же конфигурации использовать батарею большой ёмкости – 16000 mah.

Её вес 1 кг (10С). Но и пропеллеры в расчетах уже ставим не 1255, а 1355, так как возрастет вес аппарата.

https://sksp.akamaized.net/schools/7632/lesson/220859/image/6479e096925610.25937033image.png

Расчетное время полёта в полном снаряжении уже составляет порядка 22 минут, а время висения подбирается к 30 минутам.

На самом деле эти расчеты дают лишь приблизительное время полёта. В теории, в самой первой конфигурации расчетное время полёта 11 минут, а на практике оно составляет 16. А время висения 19 минут до звукового сигнала о достижении на одной из ячеек аккумулятора напряжения в 3,4 вольта под нагрузкой.

Обратите внимание, нагрузка на аккумулятор составляет всего 6.76С.

То есть, чем больше емкость аккумулятора, тем меньше нужно обращать внимание на эту цифру если эта цифра будет не в пределах 30-40, так как данный параметр скажется лишь на весе аккумулятора.

Если расчетная нагрузка имеет запас почти в полтора раза, а пиковая нагрузка на аккумулятор и так обычно превышает почти вдвое заявленный параметр долгосрочной нагрузки (10-20С) (30-45С), нет смысла покупать более дорогой и тяжелый аккумулятор.

Если же нужно собрать настоящий грузоподъемный «долголёт», то тут нужны низко-оборотистые мощные двигатели. Для примера возьмем SunnySky kv380 и 6S батарея.

https://sksp.akamaized.net/schools/7632/lesson/220859/image/6479e11890a253.33653990image.png

Рассмотрим вариант расчета ВМГ самостоятельно, без калькулятора.

В сети интернет есть полезная методичка, помогающая понять принцип самостоятельного расчета ВМГ.

Осматривать данную методичку следует от верхнего левого угла.

1. Итак, для начала требуется понять примерную снаряженную массу квадрокоптера — взлетную массу. Пусть будет 2000 грамм вместе с батареей.

2. Под этот вес требуется выбрать мотор, который бы мог на уровне тяги в 50%  оторваться от земли.Если посмотреть на тех.карту мотора в методичке, то мы увидим, что 4 мотора при тяге в 50% имеют подъемную силу в 612 грамм на каждый мотор,  которых у нас 4 шт. Следовательно мы имеем 2448 грамм подъемной силы.

Соответственно, при тяге в 70%, мы имеем 4000 грамм, что уже равно тяговооруженности в две еденицы.

Это хороший показатель. Значит мотор выбран правильно.

3. Подбираем аккумуляторную батарею.

Для подбора батареи нам надо посмотреть в тех.карте мотора его энергопотребление на тяге в 100%.

В данном случае это 47,77 Ампер х 4 мотора = 191,1 Ампер.

На картинке показана батарея с ёмкостью в 3 Ампера в час и токоотдачей 45С, Это значит, что батарея сможет отдавать ток в 135А(3А*45) продолжительное время и без вреда для неё. Также она сможет отдавать в два раза больше(270А) но в течении нескольких, не более 10 секунд. В нашем случае необходимо подобрать батарею с большим С-рейтингом, если мы хотим использовать данную комплектацию.

Для вычисления времени полёта возьмём среднее значение газа в течении всего полёта 80%. Тогда потребление составит 120А (30А*4) и время полёта будет 3А/120А*60мин = 1,5 минуты.

При более реальной тяге в 70% время работы моторов составит 2 минуты.

Таким образом на примере данных расчетов мы выяснили, что нам нужно либо увеличить емкость и токоотдачу батареи или уменьшать вес коптера с целью уменьшения потребления энергии моторов. Для того чтобы ускорить процесс расчета лучше воспользоваться сервисом eCalc.

Значит, надо будет искать другие моторы, или другую батарею, и т.д.

Вот в таком подборе и заключается первичное проектирование коптера. Моторы, пропеллеры и батарея взаимосвязаны друг с другом. Если изменить что-то одно, оно повлияет на остальное. Меняется вес, меняется потребляемый ток, меняется время полёта и т.д.