Методические рекомендации по практике применения беспилотных летательных аппаратов, а также противодействие им в современных условиях


Каждый год на рынке появляются коммерческие и военные образцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) или целевой аппаратуры для них. Их номенклатура и количество непрерывно растут. Это связано с использованием новых технологий в авиастроении, разработкой особо прочных конструкционных материалов, легких и экономичных двигателей, миниатюризацией бортового оборудования при повышении его технических характеристик, а также появлением глобальных систем навигации, связи и управления.

В настоящее время в вооруженных силах более чем 40 государств находятся в эксплуатации БПЛА, предназначенные для выполнения широкого спектра задач воздушной разведки, радиоэлектронной борьбы, поражения целей. Признанным лидером в области разработки беспилотных авиационных комплексов являются США. В перспективе пилотируемая и беспилотная авиация, которая возьмет на себя выполнение значительной части боевых задач, будут дополнять друг друга и активно развиваться в направлении совместного применения в области боевых действий.

Применение БПЛА вооруженными силами иностранных государств, незаконными вооруженными формированиями и террористическими организациями, как в мирное, так и в военное время может представлять значительную угрозу безопасности военных и государственных объектов. Как следствие, возникает необходимость организации и ведения борьбы с БПЛА как на тактическом, так на оперативном и стратегическом уровнях, с учетом опыта современных войн и вооруженных конфликтов.

Беспилотный летательный аппарат, их еще называют дронами (с англ. трутень), беспилотниками, как понятно из названия это летательный аппарат без экипажа на борту.

Беспилотный летательный аппарат – это летательный аппарат, не имеющий на борту пилота (экипажа), использующий силу тяги двигателей и аэродинамические силы для полетов в атмосфере, имеющий целевую нагрузку, определяющую его назначение, и осуществляющий полет как по заранее заданной программе, так и с использованием дистанционного управления.

БПЛА могут обладать разной степенью автономности  от управляемых дистанционно до полностью автоматических — а также различаться по конструкции, назначению и множеству других параметров.

БПЛА имеют раму из легких композитных материалов или сплавов легких металлов, к которой крепятся остальные элементы:

полетный контроллер, принимающий сигналы от наземного пульта управления или бортового компьютера и перенаправляющий их на другие элементы конструкции. В базовый набор элементов контроллера входят:

датчики высоты (барометр) и положения в пространстве (гироскоп), устройство для измерения ускорения (акселерометр),

GPS-навигатор, Wi-Fi, ОЗУ;

двигатели, пропеллеры и регуляторы оборотов, обеспечивающие полет; элементы питания — аккумуляторы.

По разнообразию конструкции существует 4 основных типа беспилотных летательных аппаратов:

мультикоптерные дроны – самый распространенный тип. Представляют собой летающие платформы с 3, 4, 6, 8, 12 бесколлекторными двигателями с пропеллерами. В полете держат горизонтальное положение относительно поверхности земли и могут зависать над определенным местом, перемещаться в стороны, вперед, назад, вверх и вниз, поворачиваться вокруг своей оси. Действия совершаются путем изменения тяги на каждом моторе;

БПЛА с неподвижным крылом – беспилотники, которые для полета и создания подъемной силы используют «крыло», как и обычные самолеты. Они не могут зависать на месте в воздухе, борясь с гравитацией, но могут двигаться вперед по заданному курсу до тех пор, пока позволяет их источник энергии. Чаще всего пилотируются находящимся на борту воздушного судна пилотом, однако некоторые предназначены для дистанционного управления или управляются компьютером;

однороторные дрон – беспилотные вертолеты – БПЛА, похожие по конструкции на настоящие вертолеты. В отличие от многороторного дрона имеют 1 большой ведущий винт и небольшой по размеру винт на хвосте для контролирования курса. Эффективнее, чем многороторные: имеют более высокое время полета и могут приводиться в действие двигателями внутреннего сгорания. Но из-за более сложной конструкции имеют высокую стоимость и эксплуатационные затраты;

гибридные дроны – беспилотные летательные аппараты, сочетающие в себе преимущества моделей с неподвижным крылом (например, более высокое время полета) с преимуществами моделей на основе винтов (например, возможность парения).

Управление БПЛА может осуществляться эпизодической подачей команд или непрерывно — в последнем случае БПЛА называют дистанционно- пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА).

БПЛА могут решать разведывательные задачи (на сегодня это основное их предназначение), применяться для нанесения ударов по наземным и морским целям, перехвата воздушных целей, осуществлять постановку радиопомех, управления огнём и целеуказания, ретрансляции сообщений и данных, доставки грузов.

Основным преимуществом БПЛА/ДПЛА является существенно меньшая стоимость их создания и эксплуатации (при условии равной эффективности выполнения поставленных задач): по экспертным оценкам боевые БПЛА верхнего диапазона сложности стоят от 5−6 млн долл., в то время как стоимость пилотируемого истребителя-бомбардировщика F-35 составляет около 100 миллионов долларов (плюс существенные затраты на обучение пилота). Важным фактором является то, что оператор боевого БПЛА не рискует своей жизнью, в отличие от пилота боевого самолёта. Недостатком БПЛА является уязвимость систем дистанционного управления, что особенно важно для БПЛА военного назначения.

Такая особенность БПЛА как отсутствие пилота на борту снимает с БПЛА ряд ограничений, характерных для пилотируемой авиации, что может сильно отразиться на их конструкции:

  1. БПЛА можно выполнить сколь угодно малых размеров, в то время как пилотируемый невозможно сделать меньше габаритов человека.

  2. БПЛА не имеет физиологических ограничений на перегрузки при выполнении манёвров, что также может отражаться на конструкции.

  3. Для БПЛА могут быть снижены требования к надёжности, так как это не влечёт прямой угрозы жизни человека.

  4. Время полёта беспилотных аппаратов не ограничено ресурсом систем жизнеобеспечения лётчика. В настоящее время вполне реальны проекты беспосадочных БПЛА, вырабатывающих ресурс в течение одного полёта, который может продолжаться до нескольких лет.

В небольших БПЛА в основном используются литий-полимерные аккумуляторы и солнечные батареи, для большего запаса хода — двигатели внутреннего сгорания «Герань-2» (Shahed 129), он же «мопед» или воздушно- реактивные  реактивные беспилотные самолёты-разведчики Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс».

Виды БПЛА

По типу управления:

управляемые автоматически,

управляемые оператором с пункта управления (ДПЛА), гибридные.

По максимальной взлётной массе:

Воздушный кодекс РФ требует обязательной постановки на учёт БПЛА взлётной массой от 0,15 до 30 кг., а также обязательной регистрации БПЛА весом более 30 кг (для управления БПЛА весом более 30 кг необходимо также получить сертификат лётной годности и свидетельство внешнего пилота).

По назначению:

разведывательные,

ударные (способные вести огонь по противнику самостоятельно), мишени (например, Ла-17М, «Адъютант»).

Классификация БПЛА

По своему назначению БПЛА в Вооруженных Силах (ВС) зарубежных государств подразделяются на боевые (ударные), многоцелевые и боевого обеспечения.

Последние из них условно подразделяются на разведывательные, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), ретрансляторы и корректировщики метеорологической разведки.

Узкоспециализированные БПЛА РЭБ, ретрансляторы и т.д., как правило, не разрабатываются, а выполнение этих задач совмещается с разведывательными функциями путем установки соответствующего оборудования или полной ее замены в полевых условиях. Классификация БПЛА приведена в таблице.

Класс

Наименование (международно

е обозначение)

Взлетный вес, кг

Радиус действия, км

Практический потолок, м

Малые

Нано

<0,025

<1

100

Микро

<5

<10

3000

Мини

<25

10-40

3000

Легкие

Ближнего

действия, класса 1

25-50

25-70

3000

Ближнего

действия, класса 2

50-150

50-100

3000

Средние

Малой

дальности

≤200

≤150

4000

Средней

дальности

≤500

200

5000

Средней дальности с большой

продолжительн остью полета

500

500

8000

Маловысотный большой дальности

≥250

>250

≤4000

Тяжелые

Маловысотный с большой

продолжительн остью полета

≥250

≥250

4000

Средневысотны й с большой продолжительн

остью полета

≥1000

>1000

8000

Высотный с большой

продолжительн остью полета

≥2500

>4000

20000

В последнее время широкое распространение в вооруженных силах зарубежных стран получили также тактические ударные БПЛА однократного применения от класса микро- до среднего класса.

Незаконными вооруженными формированиями (НВФ) для совершения террористических атак и в других противоправных целях могут использоваться БПЛА, доступные для приобретения в свободной продаже, изготовленные из покупных комплектующих или приобретенные незаконным путем. Как правило это летательные аппараты с взлетной массой в основном до 30 кг.

При этом дроны, которые могут быть использованы НВФ в противоправных и террористических целях, оснащаются различными средствами поражения как промышленного производства (гранаты, выстрелы к ВОГ и РПГ), так и самодельные взрывные устройства с дистанционным управлением весом от 500 г до нескольких килограмм. А их применение осуществляется как посредством сброса с безопасной для БПЛА высоты, так и для самоподрыва БПЛА после его приземления в качестве дрона-камикадзе. Рассмотренные факторы определили применение так называемых

«бытовых» (коммерческих) мини- и микроБПЛА в качестве разведывательных и ударных средств. Как пример, можно привести широкое использование в этих целях квадрокоптеров различного калибра, производимых в промышленном масштабе китайской фирмы DJI, находящихся в свободной продаже и оснащаемых штатными заводскими подвесами для перевозки и сброса «полезного груза».

Одним из ключевых направлений, над которым работает большинство производителей БПЛА и компаний по доставке товаров по всему миру, является доставка дронами еды, медикаментов и других товаров.

Присутствует спортивное направление — гонки на дистанционно пилотируемых аппаратах (ДПЛА) или дрон-рейсинг. Как правило, в соревнованиях участвуют небольшие (до 25 см в поперечнике) квадрокоптеры, развивающие скорость до 150 км/ч. Управляя ДПЛА с помощью вида от первого лица, пилоты должны пройти трёхмерную трассу, образованную ландшафтом и искусственными препятствиями, на время или на скорость.

БПЛА могут решать следующие задачи: Логистика и производство инвентаризации складских помещений, доставка грузов.

Строительство

планирование и мониторинг строительных работ, определение границ участка,

контроль за безопасностью, инспектирование строений,

картографирование.

Сельское хозяйство

распыление удобрений и средств защиты растений,

получение актуальной и точной информации о площади, рельефе, специфике грунта полей, состоянии растений и почв,

инвентаризация сельхозугодий,

оценка всхожести сельскохозяйственных культур, прогнозирование урожайности сельскохозяйственных культур.

Электроэнергетика

обследование электростанций, линий электропередач и теплотрасс.

Нефтегазовый сектор

получение информации из труднодоступных мест, обследования нефтяной инфраструктуры, утечек и нарушений, определение районов аварий и их снижение,

обнаружение несанкционированных работ.

Экологический мониторинг

борьба с браконьерами и незаконными рубками, мониторинг состояния лесов, обнаружение пожаров, мониторинг таяния ледников.

В сфере безопасности

аэропатрульная периметровая охрана охраняемых объектов, в том числе в автоматическом режиме,

анализ дорожно-транспортных происшествий, мониторинг крупных мероприятий, выслеживание преступников,

поисково-спасательные операции, обнаружение чрезвычайной ситуации. Военные:

авиаразведка (на сегодня это основное их предназначение), нанесение ударов по наземным и морским целям, постановка радиопомех,

управление огнём и целеуказания, ретрансляция сообщений и данных, доставка грузов подразделениям.

Развитие индустрии БПЛА не только открывает новые возможности для развития различных сфер жизни и экономики, но и формирует новые угрозы. Сегодня всё чаще появляются сообщения об использовании БПЛА для различных противоправных действий, начиная от вмешательства в частную жизнь до хулиганских действий, способных повлечь за собой не только порчу имущества и ущерб, но и человеческие жертвы. Это не только видеосъемка частных объектов, но и создание угроз для самолётов в аэропортах, на объектах энергетики и другой критической инфраструктуры. Имеющиеся разработки и знания в этой области позволили в кратчайшие сроки создать

комплексную систему обнаружения и противодействия дронам и квадрокоптерам, обеспечивающую надежную защиту охраняемых объектов.

В ходе СВО нами и украинской стороной активно используются дроны класса MALE («средневысотный с большой продолжительностью полёта») такие как «Bayraktar TB2» и «Иноходец» и барражирующие боеприпасы – то есть дроны-камикадзе такие как Ланцет и Свитчблайд.

При стоимости менее миллиона долларов они могут уничтожить новейший танк или ракетный комплекс гораздо большей стоимости.

Барражирующие боеприпасы особенно эффективны против средств ПВО противника, так как малый размер, тихоходность, композитные материалы дрона-камикадзе затрудняют его обнаружение средствами ПВО, рассчитанными на гораздо более крупные боевые самолёты или крылатые ракеты. Барражирующие боеприпасы дешевле крылатой или противорадиолокационной ракеты, при той же эффективности.

В настоящее время коммерческие и изготовленные кустарно БПЛА активно используются в террористических и противозаконных целях ВС Украины в частности для нанесения ударов, по территориям приграничных областей России.

Сейчас наибольшее распространение на линии боевого соприкосновения получили FPV-беспилотники которые являются разновидностью дронов- камикадзе. «FPV — это аббревиатура от английского first person’s view («вид от первого лица»). Суть в том, что оператор использует VR-очки и обычный телевизионный канал для непосредственного управления дроном.

FPV-беспилотники трудно обнаружить и перехватить, они обладают высокой манёвренностью и дают максимальный уровень контроля оператору. Это позволяет с максимальной эффективностью применять их для уничтожения движущихся целей, а также уничтожать живую силу в блиндажах и специальных укрытиях.

Преимуществом FPV-дрона перед обычными квадрокоптерами является удобная для оператора ориентация в пространстве и возможность легко проходить маршрут или преследовать движущуюся цель на скорости до 170 км/ч.

К примеру, FPV-дрон «Привет-82» от КБ «Око» имеет следующие характеристики: максимальная дальность применения аппарата — 30 км, полезная нагрузка — до 5,5 кг, максимальная горизонтальная скорость — 140 км/ч, при пикировании — 160 км/ч. Ретрансляция сигнала обеспечивается с помощью специальной антенны, установленной на квадрокоптер DJI Mavic.

Для выработки тактики противодействия в первую очередь нужно изучить технические недостатки БПЛА.

Основной недостаток БПЛА и особенно ДПЛА является уязвимость каналов связи — сигналы системы глобального позиционирования GPS навигаторов, как и любые сигналы, принимаемые и отсылаемые летательным аппаратом, можно глушить, перехватывать и подменять. Для управления ДПЛА требуются каналы связи высокой пропускной способности, которые

сложно организовать, особенно для загоризонтной  том числе спутниковой) связи.

Так, во время кампании США в Афганистане в распоряжении военных находились 6 «Предаторов» и 2 «Глобал Хоука», но одновременно в воздухе могли находиться не более двух БПЛА, а для экономии пропускной способности канала спутниковой связи пилоты были вынуждены отключать некоторые датчики и использовать видеопоток низкого качества.

Для стойкости к средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника дрон обязан так или иначе иметь стойкость, сопоставимую с полноценными боевыми самолётами, что так или иначе повышает стоимость дрона и резко повышает риск массового уничтожения дронов минимальными средствами. Дрон зачастую ещё более тихоходен, маломанёвренен и зависим от помех, чем крылатая ракета.

Одним из примеров успешного боевого применения дронов является прицельный огонь самодельными устройствами по живой силе и технике противника. Однако средства противодействия, такими как радиоподавление канала управления, могут полностью отключить дроны любого технического уровня.

Серьёзной проблемой для оптико-электронных систем ударных БПЛА являются погодные условия. В случае низкой облачности ударным БПЛА приходится снижаться ниже границы облачности, тогда они попадают в зоны поражения ПЗРК и низковысотных ЗРК. Поэтому БПЛА наиболее эффективны при ясной погоде, когда можно действовать с большой высоты.

Чем опасны квадрокоптеры?

Системы защиты от дронов предназначены для борьбы с противоправными действиями, осуществляемыми злоумышленниками с применением БПЛА, в том числе для противодействия несанкционированным фото/видео съемкам, аудио записи закрытых объектов, незаконному перемещению на режимную (охраняемую) территорию запрещённых предметов с помощью беспилотников. По всему миру постоянно фиксируются инциденты нападения на объекты критической инфраструктуры с применением дронов, а иногда и целого роя дронов. Именно таким образом, некоторое время назад был нанесен серьезный ущерб НПЗ в Саудовской Аравии, ущерб составил миллионы долларов, а в Эквадоре с помощью дронов взорвали тюрьму. Динамика происшествий подобных случаев свидетельствует от том, что данная проблема в будущем будет становиться только серьезнее, а защита от квадрокоптеров является не «модной фишкой», а способом защитить или по крайней мере снизить материальный и финансовый ущерб от возможного нападения.

Способы обнаружения дронов

В настоящее время известны различные системы и комплексы обнаружения и противодействия дронам и БПЛА. Можно выделить несколько основных типов устройств обнаружения, выбор наиболее подходящего определяется решаемыми задачами.

  1.  Акустический метод

При использовании данного подхода проверяются спектры звуковых частот, характерных для беспилотников. Такой метод позволяет обнаруживать летательные аппараты на расстоянии до нескольких сот метров. К сожалению, такой способ обнаружения не подходит для работы в городских условиях из- за большого количества посторонних шумов, которые сводят на нет работу чувствительных микрофонов систем аудиообнаружения.

  1.  Оптический метод

Системы обнаружения данного типа построены на использовании высококачественной оптики, способной увидеть дрон на расстоянии до нескольких километров. Благодаря специальным алгоритмам обработки изображений, происходит анализ формы, траектории, скорости полета объекта, но даже самые продвинутые алгоритмы все еще далеки от совершенства и допускают ошибки при попытках отличить БПЛА от птиц.

  1.  Тепловой метод

Подобные системы определяют сигнатуру тепла беспилотного летательного аппарата, дальность обнаружения при этом не превышает несколько сот метров. С учетом того, что современные дроны изготавливаются преимущественно из пластика и с использованием электродвигателей, выделяющих крайне мало тепла, эффективности тепловизоров для обнаружения БПЛА даже ниже, чем использование систем на основе акустического метода.

  1.  Радиочастотный метод

При использовании такого подхода анализируются сигналы в частотных диапазонах в которых работает большинство коммерческих беспилотных летательных аппаратов. Прежде всего речь идет о мониторинге частот 2,4 и 5,8 ГГц. Подобные системы способны обнаружить дрон на достаточно большом расстоянии, однако не всегда есть возможность определить направление нахождения дрона.

  1.  Радарный метод

Продвинутые системы обнаружения БПЛА используют технологию радиолокации. Такой подход дает наилучший результат по сравнению с другими типами обнаружения и позволяет получать максимально полную информацию о движении беспилотника, его типе, траектории полета, скорости, размерах и других характеристиках. При наличии дополнительного модуля с видеокамерой, система передает еще и видеоизображение отслеживаемого объекта. Встроенные алгоритмы обработки получаемой информации направлены на снижение вероятности ошибки при распознавании цели и определение наиболее эффективного сценария противодействия.

Радиолокационные средства обнаружения дронов показывают свою максимальную эффективность при работе на открытой местности без высоких

зданий или лесополосы. Системы хорошо зарекомендовали себя при использовании в прибрежных районах, на территориях аэропортов, в странах с пустынной местностью.

Основные функции, которые выполняют современные анти-дроны:

  • Непрерывный мониторинг воздушного пространства на предмет движущихся БПЛА (и иных целей).

  • Визуальное отображение на топографической карте объекта при обнаружении БПЛА.

  • Распознавание типа обнаруженной цели и выделение из них класса БПЛА.

  • Отображение маршрута полета БПЛА на топографической карте.

  • Определение местоположения пульта управления БПЛА.

  • Выдача целеуказания на внешние (сопрягаемые) системы поражения и подавления БПЛА.

  • Подавление сигналов управления и глобальной навигационной системы (при наличии подавляющего модуля в системе).

Современные средства защиты от квадрокоптеров. Принцип действия.

Наиболее распространенным и надежным способом противодействия БПЛА является использование специальных глушителей, которые могут подавлять сигналы дрона, сигналы управления от оператора, сигналы мобильной связи, сигналы спутниковой навигации GPS и GLONASS, сигналы Wi-Fi. Современные модели устройств подавления могут содержать до 18 каналов. Дальность действия современных комплексов подавления может исчисляться десятками километров. Важными характеристиками любого комплекса являются такие параметры как сектор подавления в угломерной плоскости, частотные диапазоны в которых возможно подавление сигналов, мобильность, время развертывания, время непрерывной эксплуатации.

По принципу действия системы подавления делятся на:

  • Активные.

  • Пассивные (отсутствует активное излучение).

Важно отметить, что оба варианта имеют свои преимущества и недостатки и нельзя сказать, что какой-то является однозначно лучше другого. Выбор скорее определяется решаемыми задачами, а в определенных случаях использование активной или наоборот пассивной системы может не подходить в принципе.

Отдельным классом среди устройств противодействия дронам являются так называемые «ружья». Эти переносные устройства для ручного применения также используют радиочастотные методы, но с направленным сектором подавления. Дальность действия подобных устройств может составлять до 1,5 км.

В последнее время все большее распространение получают мобильные системы защиты от дронов, устанавливаемые на транспортные средства

например военные автомобили, транспорт охранных и специальных служб, автомобили сопровождение кортежей высокопоставленных лиц.

Ведётся разработка средств обнаружения и уничтожения БПЛА военного назначения. Однако все эти системы могут оказаться недостаточно эффективными, в частности из-за возможности массированного одновременного применения роя дронов, несопоставимой разницы в стоимости простых коммерческих и кустарных дронов и высокотехнологичных средств обнаружения и поражения.

Для обнаружения используют РЛС, оптические и акустические средства, средства перехвата радиосигналов передачи информации и их анализа.

Для уничтожения могут использоваться как обычные зенитные ракетно- артиллерийские комплексы и средства РЭБ (в частности, путём глушения сигналов управления), так и стрелковое оружие которое в принципе малоэффективно.

Комплекс РЭБ может запеленговать местоположение БПЛА, а также станции управления, увести БПЛА с курса за счёт подмены сигнала GPS (такими возможностями, например, обладает белорусская система РЭБ

«Гроза» или российская РЭБ «Репеллент»). Проблема в том, что радиус воздействия таких систем РЭБ ограничен и зачастую не превышает 10 км.

Также разработаны и специализированные средства, позволяющие сбивать их выводя из строя электронную начинку (большой мощности направленное СВЧ-излучение и лазеры или блокируя нормальную работу радиоканалов управления и(или) спутниковой навигации, перехват управления. Для борьбы с одними беспилотными летательными аппаратами в свою очередь могут использоваться и другие беспилотные летательные аппараты (таранящими вражеские и накидываемыми ловчими сетями с других дронов.)

Методы борьбы со средствами противодействия

Для защиты от воздействия РЭБ противника новейшие ударные БПЛА оснащают системой инерциальной навигации, способной работать полностью автономно, без GPS и связи с оператором (например, турецкий ANKA-S, израильский Orbiter). Станции управления боевыми БПЛА используют дополнительные внешние ретрансляторы сигналов, для скрытия местоположения станции и увеличения дальности управления.

Развитие систем искусственного интеллекта позволяет дронам самостоятельно выявлять цель, определять её тип, наводиться и уничтожать её в условиях полного радиоэлектронного подавления противником; такими возможностями обладают, по словам разработчиков, израильские дроны- камикадзе Orbiter 1K, SkyStriker, Harop.

В начале специальной военной операции на Украине украинскими средствами РЭБ предварительно выявлялись и подавлялись радары ЗРПК

«Панцирь-С1»,  после  чего  их  уничтожали  турецкие  БПЛА  Bayraktar

точечными ударами управляемых авиабомб.

Малозаметные дроны-камикадзе небольшого размера могут эффективно использоваться для выслеживания и уничтожения средств ПВО войскового уровня, рассчитанных на гораздо более крупные самолёты и крылатые ракеты.

Анализ методов противодействия беспилотным летательным аппаратам.

Современная военно-политическая обстановка показывает, что вооруженные силы должны готовиться к отражению новых угроз безопасности страны, связанных с совершенствованием технологической составляющей противоборствующих сторон. Основой этому служит стратегия активной обороны, то есть «комплекс упреждающих мер по нейтрализации угроз безопасности государства». В настоящее время наиболее технологически развитые государства активно разрабатывают и принимают на вооружение комплексы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения, что уже приобрело стратегический характер.

Методы противодействия БПЛА

В вооруженных силах разных стран БПЛА активно используются для разведки, съемки, мониторинга, ретрансляции радиосигналов, целеуказания и нанесения урона при ведении боевых действий. Также не исключены случаи использования гражданских дронов, в том числе в преступных целях.

Основную угрозу БПЛА представляют как средство ведения разведки и мониторинга боевого порядка частей и подразделений ВС РФ, а также как средство наведения высокоточного оружия и тактической авиации. Особую опасность несут так называемые дроны-камикадзе (барражирующие боеприпасы).

Чтобы свести к минимуму ущерб от ударов дронов, необходимо разработать систему нейтрализации различных их видов. При этом следует учитывать ряд факторов, которые могут повлиять на выполнение задач по охране и обороне объектов.

Система противодействия БПЛА должна быть:

  • высокоэффективной в любых погодных условиях;

  • способной оперативно разворачиваться;

  • простой в применении и обслуживании;

  • готовой к многократному использованию (должна быстро возвращаться в состояние готовности к очередному применению).

Условия эксплуатации должны обеспечивать выполнение поставленных задач, но при этом следует также прогнозировать последствия нейтрализации БПЛА, чтобы противник в результате отражения атаки дрона не получил тактических преимуществ. В мирное время важна юридическая сторона вопроса, и поэтому система должна предусматривать противодействие дронам без нанесения им ущерба.

Основные методы противодействия (рис. 1) можно условно разделить на контактные и бесконтактные.

Контактные методы противодействия БПЛА

Применение противодронов подразумевает использование дронов- перехватчиков или дронов-камикадзе. Предполагается наличие парка автоматизированных дронов и в ряде случаев специально подготовленного оператора. Возникает необходимость в дополнительных ресурсах, а также техническом обслуживании и ремонте дрона после каждого налета противника на охраняемый объект. Такой метод мало пригоден для охраны объекта от средних и больших БПЛА, а также в условиях применения роя беспилотников.

Примером такой системы является разработанный канадской фирмой AerialX противодроновый беспилотник-камикадзе DroneBullet (рис. 2а). Гибрид карманной ракеты и квадрокоптера малые беспилотники атакует снизу, а большие — сверху, целясь туда, где расположены системы спутниковой навигации и незащищенные винты.

Еще одним методом противодействия является использование птиц в качестве перехватчика дрона. Хищная птица дрессируется для противодействия малым БПЛА. Такой метод не универсален, требует длительного времени для обучения хищников, не подходит для применения в нелетную погоду.

Применение сетей относится к одному из самых экономичных бесконтактных методов противодействия дронам (рис. 2б). Такое средство почти универсально, так как зависит лишь от мощности устройства запуска сети и от особенностей пожаро-, взрывобезопасности охраняемого объекта,

когда недопустима произвольная посадка (падение) ударного дрона, дрона- камикадзе, так как он может взорваться. Развитие и автоматизация таких систем сегодня не требует специфических навыков от оператора, что позволяет интегрировать их в многофункциональную систему охраны.

Преимущества системы в том, что она в большинстве случаев сохраняет дрон невредимым, и это делает ее наиболее приемлемой в мирное время. Она может  быть  использована  там,  где  применение  систем  лазерного и электромагнитного воздействия недопустимо. Для охраны и обороны объектов в городских условиях это один из оптимальных методов противодействия  БПЛА,  так  как  не  требует  длительного  времени на подготовку оператора, прост в применении и обслуживании, может эксплуатироваться в походном порядке, также он вполне приемлем для охраны частей, оснащенных ядерным оружием стационарного базирования.

На рынке уже есть подобные разработки. Одной из перспективных является линейка британских систем SkyWall 100 (OpenWorks Engineering, актуальное наименование изделия SkyWall Patrol — «умный гранатомет»). Оператор выстреливает в сторону беспилотника сеть (рис. 3a). Радиус эффективного действия устройства — до 100 метров. Сеть с «плененным» дроном  опускается  на  парашюте.  SkyWall  200  устанавливается на дистанционно управляемую стационарную треногу (рис. 3б).

SkyWall  Auto это  автономная система, которая управляется дистанционно и быстро захватывает несколько целей в точно расставленных сетях, развертывается вместе с электронными средствами для многоуровневой защиты или в случаях, когда электронная атака не может быть использована. SkyWall Auto Response  это подобная автономная система, устанавливаемая на транспортном средстве (рис. 4). Она интересна еще тем, что использует нейронные сети с глубоким обучением для идентификации и отслеживания целевого дрона: оператору нужно только решить, когда начинать захват, а различные конфигурации снарядов предполагают использование как парашюта, так и большеразмерной сетки для повышения эффективности. Модуль SkyWall Patrol SkyLink позволяет интегрировать портативную систему захвата дронов в существующие системы обнаружения и управления. Применение кинетического оружия является, бесспорно, самым эффективным методом противодействия малым дронам. Его преимуществами являются относительно низкая цена, простота в использовании и обслуживании, высокая эффективность, универсальность. Для юридических лиц, легально эксплуатирующих стрелковое оружие, — это один из основных методов нейтрализации дронов. Недостатки его в высокой стоимости сложных систем скоростной стрельбы, применяемых для борьбы с роями БПЛА, а также

в нарушении звуковой маскировки воинских формирований.

В настоящее время на рынке представлены современные разработки военно-промышленного комплекса, а также адаптированные образцы модернизированного вооружения (рис. 5):

  1. Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СМ» предназначен для ведения противовоздушной обороны малоразмерных военных, в том числе подвижных,  и  административно-промышленных  объектов  и  районов от самолетов, вертолетов, крылатых ракет и высокоточного оружия, а также для усиления группировок ПВО при отражении массированных ударов средств воздушного нападения (рис. 5а).

  2. Зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска-М1» обеспечивает обнаружение, опознавание, сопровождение и последующее уничтожение разнообразных типов воздушных целей (вертолетов, самолетов тактической авиации, крылатых ракет, беспилотников) (рис. 5б).

  3. Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э» предназначен для поражения самолетов, вертолетов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке (рис. 5в).

  4. Роботизированная платформа «Берсерк» белорусского производства (рис. 5г) с поддержкой телеуправления и элементами автономии предназначена для уничтожения БПЛА. Комплекс может управляться дистанционно и способен эффективно поражать малоразмерные беспилотные летательные аппараты.

Исходя из приведенного анализа контактных методов противодействия БПЛА, следует, что по своей эффективности приоритетным является применение зенитно-ракетных комплексов, однако в мирное время, особенно при ограниченном числе единиц, находящихся на вооружении, их эксплуатация  предпочтительна  в  зонах  ведения  боевых  действий. Из оставшихся самым оптимальным контактным средством являются сети. Использование подобных SkyWall систем обеспечит готовность подразделений к отражению внезапного налета БПЛА на марше, при развертывании, а также несении боевого дежурства на позиции.